Поиск по этому блогу

воскресенье, 1 сентября 2013 г.

Памятка экспортёру товаров в страны таможенного союза

Услышав от менеджера, что мы заключили контракт на поставку товаров в Белоруссию, схватилась за сердце. Что делать? У кого спросить? В ИФНС не слишком разговорчивые инспекторы. В Налоговом кодексе тоже не все понятно, а тут еще и «Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» от 25.01.08 учитывать надо…
Сколько бухгалтеров оказалось в такой же ситуации? Судя по вопросам которые мне задают, довольно много.

Давайте постараемся разложить внешнюю торговлю по полочкам.

Готовим контракт

Начинаем с подготовки внешнеторгового контракта. В первую очередь необходимо определиться с валютой контракта. Многие предприятия предпочитают получать денежные средства в российских рублях, что намного проще. Но встречаются также контракты в евро или долларах США.

Кроме того, в контракте стоит предусмотреть сроки возврата документов, таких как: СМR (Международная товарно-транспортная накладная), заявление о ввозе товара и уплате косвенного налога. Для сбора пакета нам дается 180 календарных дней. Значит, срок предоставления документов не должен превышать этот период.

Итак, контракт подписан обеими сторонами, составлены спецификации и определены сроки поставки и оплаты.

Если сумма контракта составляет более 50 000 долларов США, то необходимо открыть паспорт сделки. Для этого снимаем копии с вышеуказанных документов, заверяем их уполномоченными лицами (первая и вторая подпись в банковской карточке образцов подписей) и оттиском печати, относим документы в банк. Паспорт сделки открыть нужно до того, как будет произведена оплата или реализация товаров. В противном случае вам грозит штраф от 40 000 до 50 000 руб. (ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ).

Если сумма контракта менее 50 000 долларов США, то нет необходимости открывать паспорт сделки.

Далее я буду рассматривать ситуацию с оформленным паспортом сделки. Сейчас те, кому нет необходимости оформлять паспорт, могут подумать: «Ну вот, а нам это зачем?» Не переживайте, для вас тоже найдется много полезной информации.

Оформляем реализацию


Наступил момент отгрузки. Оформляем накладную по форме ТОРГ-12 и счет-фактуру.

В счете-фактуре, в графе «ставка НДС» указываем 0%, а в графе «страна происхождения» указываем Россия (конечно, если это действительно так), в остальном правила заполнения счета-фактуры ничем не отличаются от «обычной» реализации на территории РФ.

Кроме того, необходимо заполнить СМR (обычно бланк приносит представитель перевозчика).

Сбор пакета документов


Товар поехал за пределы Родины, а нам в течение 180 календарных дней необходимо собрать пакет документов, чтобы подтвердить правомерность применения ставки НДС 0%.

Да и про валютный контроль забывать не стоит. Иначе штраф можно получить такой, что вся внешнеторговая сделка будет в убыток. Так, например, нарушение вашим покупателем сроков и условий оплаты грозит вам штрафом в размере до одной недополученной суммы (ч. 4 ст.15.25 КоАП РФ). Вряд ли кто-то захочет платить такой штраф. Поэтому нужно тщательно проверить иностранного покупателя на платежеспособность или работать на условиях предоплаты.

В срок до 15 числа месяца, следующего за месяцем отгрузки/получения оплаты, нужно составить справку о поступлении валюты или справку о подтверждающих документах. В некоторых банках предусмотрена возможность предоставлять такие справки с помощью системы Банк-клиент. Вместе с этим нужно предоставить копию товарной накладной и копию СМR, заверенные уполномоченными лицами и печатью организации, ответственной за валютный контроль (экспортера).

Далее переходим непосредственно к сбору пакета подтверждающих документов.

В ИФНС необходимо представить документы, указанные в статье 165 НК РФ и пункте 2 статьи 1 Протокола от 11.12.09 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе»:
  • Копию договора (контракта) со всеми изменениями, дополнениями и приложениями к нему (спецификации);
  • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенного налога (его должен предоставить ваш иностранный покупатель);
  • Копии транспортных документов (товаросопроводительные документы: счет-фактура, накладная ТОРГ-12 , доверенность на получение товара от покупателя, СМR);
  • Копию паспорта сделки со всеми приложениями (в виде справок о поступлении валюты и справок о подтверждающих документах).
Вместе с пакетом документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0%, представляем в налоговую документы на возмещение НДС по экспортной сделке. То есть копии следующих входящих документов:
  • Счет-фактура и накладная на товары, материалы и услуги (работы) от поставщика;
  • Приходный ордер М-4 на оприходование товаров на склад;
  • При отгрузке на экспорт продукции собственного производства представляем технологическую карту, нормы расхода материалов;
  • Расчет НДС по косвенным расходам (формируется в произвольной форме).
Все документы нумеруются и сшиваются. Каждая копия должна быть заверена подписью руководителя и главного бухгалтера, оттиском печати организации. К пакету документов составляется опись, с указанием номеров страниц и общего количества листов.

Кроме того, данные по экспортным сделкам заносятся в программу «Возмещение НДС. Налогоплательщик». Программу можно найти на официальном сайте ФНС. Выходной файл ее так же предоставляется в налоговую инспекцию вместе с пакетом документов и декларацией по НДС.

Заполнение декларации по НДС

Если пакет собран в течение 180 календарных дней с момента отгрузки, данные об экспортной сделке (реализации) и сумма НДС к возмещению по ней отражаются в разделе 4 декларации по НДС за ближайший отчетный период (никаких дополнительных деклараций в межрасчетный период сдавать не нужно). По строке с кодом 1010403 в графе 1 указывается сумма сделки (реализации), в графе 2 указывается сумма НДС к возмещению (по экспортной сделке).

Если вы не успели собрать пакет документов в течение 180 календарных дней с момента отгрузки, вам необходимо начислить на сумму сделки НДС по обычной ставке и указать данные по неподтвержденной сделке в разделе 6 декларации по НДС (по строке с кодом 1010403).

После того, как по неподтвержденной сделке будет собран пакет документов, ваше право на возмещение НДС будет восстановлено.

Источник: Форум бухгалтеров и аудиторов Glbyh.Ru

1 комментарий: